Алалия код по мкб 10 у детей

Содержание

Специфические расстройства речи у детей. Клинические рекомендации

Алалия код по мкб 10 у детей

  • Речевые расстройства
  • Специфические расстройства речевого развития
  • Афазия
  • Алалия
  • Апраксия
  • Дислалия
  • Дизартрия
  • Мутизм
  • Критерии диагностики
  • Лечение и профилактика
  • Транскраниальная микрополяризация

БДУ — без дополнительных уточнений

СРРР — специфические расстройства речевого развития

ТКМП — транскраниальная микрополяризация

ЦНС — центральная нервная система

ЭЭГ — электроэнцефалограмма

SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи

Термины и определения

Алалия – отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.

Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.

Афазия – расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей.

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Дисфазия – общее название нарушений речи любого происхождения.

Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.

1.1 Определение

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.

Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутиз­мом, эпилепсией.

Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [1, 2, 3].

1.2 Этиология и патогенез

Наследственные факторы в генезе СРР

Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже [4]. От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями [5].

Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низ­кой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь [6]. Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) [7].

По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосо­ме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP [8].

Патология перинатального периода как этиологический фактор

Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [9, 10].

1.3 Эпидемиология

Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста [11].

Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 [12-14]. По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает воз­можность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетическо­го и раннего гормонального воздействия [15].

1.4 Кодирование по МКБ-10

F80.0 – Специфическое расстройство артикуляции

F80.1 – Расстройство экспрессивной речи

F80.2 – Расстройство рецептивной речи

1.5 Классификация

Специфическое расстройство артикуляции

Специфическое расстройство развития, при котором использование ребен­ком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

В это расстройство включаются:

– связанное с развитием физиологическое расстройство;

– расстройство развития артикуляции;

– функциональное расстройство артикуляции;

– лепет (детская форма речи);

– дислалия;

– расстройство фонологического развития.

Из данного расстройства исключаются:

– афазия БДУ (R47.0);

– дизартрия (R47.1);

– апраксия (R48.2).

– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);

– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития ре­цептивной речи (F 80.2);

– расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);

– расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);

– расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).

Расстройство экспрессивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка ис­пользовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответству­ющего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нор­мы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

В это расстройство включаются:

– моторная алалия;

– задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;

– связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

– связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

Из данного расстройства исключаются:

– первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);

– общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).

– приобретенная   афазия   с   эпилепсией (синдром   Ландау—Клеффнера) (F80.3x);

– элективный мутизм (F94.0);

– умственная отсталость (F70—F79);

– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Расстройство рецептивной речи

В это расстройство включаются:

– дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

– афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

– не восприятие слов;

– словесная глухота;

– сенсорная агнозия;

– сенсорная алалия;

– врожденная слуховая невосприимчивость;

– афазия Вернике, связанная с развитием.

Из данного расстройства исключаются:

– приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);

– аутизм (F84.0x, F84.1x);

– элективный мутизм (F94.0);

– умственная отсталость (F70—F79);

– задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);

– дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.

2.1 Жалобы и анамнез

  • Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. [1,2, 3, 7, 14].

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Источник: https://medi.ru/klinicheskie-rekomendatsii/spetsificheskie-rasstrojstva-rechi-u-detej_14284/

Причины, диагностика и клиника ЗПР в кодировке МКБ 10 у детей

Алалия код по мкб 10 у детей

Большинство психологов сходится во мнении, что задержка речевого развития (код по МКБ 10) у детей проявляется довольно рано. И чем раньше родители обратят на это внимание, тем выше вероятность, что негативные последствия нарушений будут сведены к минимуму или устранены вообще.

Кодификация нарушений речи по МКБ 10

Существует несколько разновидностей речевых нарушений. Ниже они рассмотрены подробнее.

МКБ

Клинические симптомы ЗРР

Сам термин ОНР (общее недоразвитие речи) в свое время ввела Левина Р. Е. Чем раньше родители заметят у ребенка сигналы, свидетельствующие о том, что развитие его речи не соответствует возрастным нормам, тем выше вероятность того, что лечение даст возможность устранить либо свести к минимуму последствия нарушения.

Когда отмечается задержка психоречевого развития (код по МКБ 10), у детей выделяют следующие симптомы:

  • Отсутствие реакции на речь близких, наблюдаемое в возрасте до 9 месяцев.
  • Отсутствие реакции на смену интонации говорящего.
  • Отсутствие попыток начать элементарную речевую деятельность (к ним относятся характерный лепет, гуление и т. д.).
  • Стремление строить общение со взрослыми при помощи элементарных эмоциональных проявлений.
  • Отсутствие звукоподражания.
  • Отсутствие реакции на свое имя.
  • Нарушения глотания и жевания.

В возрасте от года до двух лет ребёнок с ЗРР не показывает и не называет изображенные на картинке предметы. Он не способен отвечать на простые вопросы, не реагирует на просьбы, высказанные даже близкими людьми.

От двух до трех лет ему тяжело выполнять задания, требующие назвать предметы, он не может выполнить два и более действия подряд друг за другом.

Он также не умеет составлять распространенные предложения, а в более сложных случаях — даже простые словосочетания.

Проблемы с речью у ребенка 5 лет и старше выдает то, что он не может разговаривать предложениями, используя лишь словосочетания. Большую часть звуков он произносит неправильно, из-за чего зачастую бывает сложно понять, о чем говорилось. Реакция на обращения взрослых к себе чаще всего отсутствует; ответы на вопросы крайне просты, односложны.

Специфические расстройства развития речи и языка

В целом, специфические расстройства развития речи и языка, в частности ЗПРР обозначены в МКБ под кодом F80. К ним относятся нарушения, которые проявляются уже на ранних стадиях развития речи.

И хотя формально, они не соотносятся недостатками сенсорной чувствительности, с нарушениями неврологических или речевых механизмов, умственной отсталостью или факторами окружающей среды, они нередко бывают сопряжены со смежными проблемами: недостатками чтения либо письма, произношения и правописания слов. Страдают и межличностные отношения, эмоционально-волевая и личностная сфера.

Коррекция речевых нарушений

Дополнительные факты о ЗРР

Первые попытки звукоподражания у ребенка начинаются в возрасте примерно 1,5-2 месяцев. Он уже почти не плачет и переходит к стадии гуления, когда ребенок еще не произносит звуки как таковые, но пытается с их помощью привлечь к себе внимание взрослых.

Причины задержки речевого развития чаще всего индивидуальны, а сам процесс зависит от целого ряда внешних и внутренних факторов. Наиболее очевидные причины, провоцирующие нарушение развития коммуникативных навыков, можно обозначить следующим образом:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности. Фактором риска также могут выступать отравления.
  • Генетическая предрасположенность (некоторые особенности развития речевого аппарата, вызывающие подобные нарушения, передаются наследственно).
  • Длительная гипоксия плода; рождения ребенка раньше срока, либо стремительные роды у матери.
  • Плохо развитые мышцы, отвечающие за произношение и образование звуков (в частности, речедвигательных мышц, мускулатуры рта). В некоторых случаях первопричиной может служить слишком раннее отлучение ребенка от груди.
  • Внутриутробные или родовые травмы.
  • Нарушения слуха, не диагностированные в раннем возрасте. Отсутствие должной коррекции и лечения.
  • Травмы головного мозга различной степени тяжести, полученные ребенком в первый год жизни.
  • Психические заболевания и другие нарушения развития нервной системы.
  • Отсутствие у детей общения с родителями, недостаток внимания с их стороны. Довольно часто это приводит к недоразвитию слухового внимания, речевого слуха.
  • Неврология и психосоматика.
  • Неблагоприятный психологический климат в семье.

Важно! О недостаточном развитии речи у ребенка можно судить в том случае, если словарный запас, звуковые особенности не соответствуют условно-принятым возрастным нормам, актуальным для каждого периода жизни.

Основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста

Эмоциональная чуткость, возможность регулярно общаться с самыми близкими приводит к тому, что уже к пятому или шестому месяцу ребенок переходит от стадии гуления к новой стадии — лепету.

Он постепенно учится произносить все больше звуков и уже спустя пару месяцев начинает собирать их в слоги.

Со временем элементарные слоги соединяются в цепочки, ребенок учится произносить их с разной интонацией.

Это еще совсем не речь, поэтому ребенку на этой стадии еще не нужен собеседник. Он может гулить и сам по себе, когда рядом никого нет. Тем не менее, именно в этот период родителям как нельзя важно говорить с ребенком. Это даст ему возможность использовать речь близкого человека в качестве образца, повторять за ним.

Важно! Обучать ребенка речи важно во время специально организованных занятий и в течение всего дня, например, при переодевании или кормлении, вербально сопровождая те или иные действия. Для успешного формирования и развития речи ребенок должен все время слышать голоса своих родных — это окажет ему бесценную помощь в овладении речью.

Уже к девяти месяцам начинается стадия словесного лепета. Произносить слова целиком ребенок начинает не сразу, вначале он будет пробовать просто собирать слоги в единое целое.

И только со временем слова начинают привязываться к конкретным людям или ситуациям.

В этот период родители должны внимательно следить за тем, как пополняется словарный запас ребенка, с какой частотой он учится произносить новые для себя слова.
  Развитие речи детей 4-5 лет в средней группе детского сада по темам

Сложных формулировок и выражений лучше всего избегать. Малыш все равно не запомнит их, а внимание будет перегружено. В его активный словарный запас постепенно нужно вводить понятия, обозначающие само название предмета, его свойства и качества, например, цвета, формы, размеры и т. д.

Нормы развития речи

Нужно, чтобы ребенок не только слышал речь, но и имел возможность наблюдать за мимикой, движениями губ и лица в целом. Желательно как можно чаще обращаться к ребенку по имени, играть с интонацией. Хороший эффект также дают детские песенки, стишки, потешки.

Важно! Тревожным знаком для родителей должно стать «замирание» словарного запаса — если он не пополняется до наступления второго года.

После того, как ребенок научился произносить отдельно взятые слова, его можно постепенно подводить к произношению коротких фраз и словосочетаний. Они должны быть простыми, понятными и в то же время емкими, содержать описание простых предметов, призыв к какому-либо действию и т. д.

К полутора годам словарный запас малыша насчитывает уже от 50 слов и больше. В это время речевое развитие становится более интенсивным. Ребенок активно слушает и повторяет все, что слышит вокруг себя. А на третьем году уже начинает понимать грамматические конструкции, структуру речи.

В это время исключительно важно поощрять ребенка говорить, рассказывать о различных событиях из его жизни (даже в простейших формах), своих переживаниях, вербально высказывать просьбы. Дошкольный и младший школьный возраст отмечается началом формирования связной речи.

Диагностика речевых нарушений

Если речевое развитие ребенка не соответствует возрастным нормам, родителям желательно обратиться за помощью к профессиональному логопеду-дефектологу. Он сможет провести обследование и объяснить родителям, что представляет собой психология детей с нарушениями речи. Обследование, проводимое специалистом, должно включать в себя следующее:

  • Оценку активного словарного запаса.
  • Оценку качества связной речи.
  • Качество звукопроизношения.
  • Качество мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Проблемы с речью у детей можно предотвратить при помощи своевременной профилактики нарушений речи.

Логопедическая работа

Она включает в себя ряд простых и эффективных мероприятий (игр):

  • с предметами и пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики;
  • на развитие фонематического слуха, слухового восприятия;
  • нацеленные на формирование просодической стороны речи, то есть, голоса, дикции, дыхания;
  • на развитие способности к звукоподражанию;
  • на развитие артикуляционного аппарата.

Профилактика ЗРПР

При необходимости родители также могут обратиться в центр речевого развития в ДОУ. Большинство из них предусматривают наличие логопедического класса (или как вариант — в них есть специальная группа), позволяющая выровнять уровень речевого развития и провести коррекцию ЗПР.

В целом стоит отметить, что ФГОС регулирует работу школ и ДОУ, прописывая то, что именно должен включать в себя образовательный стандарт, по которому работает учреждение, и каким образом строится работа логопеда с ребенком, поступающим на подготовительный, младший, средний, старший уровень.

Развивающее занятие для ребенка

Понимая, что представляет из себя психология детей с речевыми нарушениями, родители смогут принять своевременные меры. Это позволит выровнять речевое развитие ребенка в раннем возрасте.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/prichiny-diagnostika-i-klinika-zpr-v-kodirovke-mkb-10-u-detej

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР): симптомы, лечение, занятия

Алалия код по мкб 10 у детей

Темповая задержка речевого развития (ТЗРР) − явление, требующее комплексной диагностики для постановки диагноза. Многие родители не обращают внимания на лепет ребенка до трех лет.

Действительно, все дети разные: одни бессвязно бормочут и долго не выговаривают конкретные звуки, у других речь чистая.

Тот факт, что малыш долго молчит, не всегда является патологией, но лучше в этом убедиться, посетив специалиста.

По статистике, отклонение регистрируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР, или задержка речевого развития, встречается у 3–10% детей. Нарушение затрагивает все компоненты речи: воспроизведение звуков, словарный запас, грамматику фраз и умение связывать слова. Код по МКБ-10 – F 80.

Этапы развития речевых навыков

Специалисты выработали нормы, согласно которым происходит формирование речевых навыков. Соответственно, отклонения от графика – тревожный звоночек.

До года

Начиная с рождения можно говорить о появлении речи. Новорожденные уже способны выражать первые впечатления от окружающего мира, чем дальше – тем больше у малютки способов выразить свои ощущения.

  • С первых дней – крики. Первым, самым громким, детишки торжественно обозначают прощание с маминым животиком.
  • С двух месяцев до полугода – гулящие звукосочетания (агуканье, гугуканье).
  • С 4 до 8 – лепетание (слоги: «ма-ма-ма», «ня-ня-ня»,«да-да-да», «ба-ба-ба»).
  • 11-12 месяцев – первые осознанные слова, состоящие из комбинации простых слоговых повторений («дай», «на», «мама», «папа», «дядя», «ама-няма»).
  • Начиная с полутора лет лексикон расширяется, в обиходе появляются термины («анана»- банан, «бибика» – автомобиль, «куп-куп» – принятие ванны).
  • С 1 года 8 месяцев они складываются в простейшие предложения («мама дай»).

Если вы обратили внимания на отставание от данных нормативов – требуется диагностика, речь может идти о задержке речевого развития.

От года и старше

После первого Дня Рождения карапуз запоминает большее число новых словечек. Возрастные нормы расширения словарного запаса такие:

  • Для годовалого младенца – 4-6 слов.
  • В полтора года возрастает до 25-40.
  • Двухгодовалые непоседы употребляют 50-200 терминов.
  • Трехгодовалые увеличивают эту цифру до 750-1000.
  • В четыре ограничивается полутора или двумя тысячами понятий.
  • К пятилетию в обиходе уже примерно 2200.

Само собой, бессмысленно хвостом ходить за сыном или дочерью, записывая и тщательно подсчитывая сказанное. Подобная задача ложится на плечи логопедов – они используют специальные тесты для определения активного и пассивного словарного запаса.

Самые частые ошибки родителей, приводящие к проблеме

У родителей должно быть безусловное эмоциональное принятие ребёнка, несмотря на особенности детей с ЗПРР.

При удовлетворении потребностей в безопасности, любви и заботе зарождается эмоциональная близость с членами семьи.

На этом фоне появляется стремление быть в обществе других людей и создавать тёплые и доверительные отношения. Надо уделять внимание не только здоровью и питанию, но и настроению, потребностям, контакту с малышом.

Не стоит ждать до четырёх или пяти лет, чтобы обратиться к логопеду для постановки звуков.

Коррекцией задержки развития речи нужно заниматься в более раннем возрасте, и она осуществляется несколько иначе, чем исправление неверного произношения.

Отсутствие коррекционных мер приведёт к тому, что задержка речи перерастёт в общее недоразвитие речи, что влечёт за собой отставание в развитии ребёнка и стабильное снижение интеллекта.

Некоторые родители не хотят идти на эти занятия, не понимая, что не только занятия с логопедом и медикаментозное лечение, а ещё и коррекционные программы, грамотно выстроенная психотерапевтическая среда помогут решить/вылечить проблему.

Дети с ЗПР требуют лечения, которое начинается со внедрения правильных установок в стратегию общения его родителей.

Неправильное родительское поведение в подобных случаях ухудшает и так неблагоприятную обстановку развития малыша. Надо помнить о том, что на ребёнке не должны отражаться социальные и возрастные кризисы семьи.

Малыш тянется к взрослым и будет больше похож интеллектуально на того родителя, с которым он интенсивнее общается, кому подражает.

Разновидности задержки речевого развития

Дефектологи выделяют следующие виды ЗРР:

  • Темповая задержка речевого развития : ребенок начинает говорить позже, но понимает речь на слух. Вместо речи малыш жестикулирует, может показать при помощи мимики то, что хочет. Дошкольники с темповой ЗРР могут внезапно начать разговаривать. Специалисты называют это явление “языковым взрывом”.
  • Алалия – нарушение, связанное с органическим поражением головного мозга, которое проявляется в виде полного очень скудного словарного запаса полного отсутствия речи.
  • Задержка речи, вследствие снижения слуха .

Кодификация нарушений речи по МКБ 10

В МКБ 10 каждому речевому нарушению присвоен определенный код. Основные коды и пояснения к ним представлены в таблице.

Код МКБ-10НазваниеРасшифровка
F80.0Характерные нарушения речевой артикуляцииДислалия – неправильное произношение звуков при сохраненных иннервации и слухе
F80.1Нарушение экспрессивной (собственной) речиМоторная алалия – недоразвитость/отсутствие речи. Ее причина – в органическом поражении мозга
F80.2Невозможность рецептивной речиСенсорная алалия – ребенок не в состоянии понять речь из-за патологий речеслухового анализатора
F80.3Приобретенная эпилепсия с афазиейДетская афазия, или потеря способности разговаривать после периода нормального развития
F80.9Неуточненные нарушения речиОбщее недоразвитие речи с неясным патогенезом
F81.0Нарушение чтенияДислексия, которая может сочетаться с дисграфией
F81.1Невозможность/затруднение спеллингованияЗатруднения при переводе устной речи в письменную (и наоборот)
F81.2Нарушен процесс счетаДискалькулия
F98.5Заикание или запинаниеЗаикание при разговоре в спокойных условиях
F98.6Разговор взахлебТахилалия
R47.0АфазияОтсутствие или нарушение ранее имевшейся речи
R47.1Диз- или анартрияНарушение или отсутствие речи из-за поражения нервно-мышечного аппарата
R49.0ДисфонияНарушения голоса из-за поражений гортани различной этиологии
R49.1АфонияОтсутствие возможности говорить
R49.2РинолалияГнусавость (встречается открытая и закрытая)

Причины

Этиология нарушения связывается с двумя группами причин:

Органические, связанные с некорректной работой определенных отделов мозга. Связаны с:

  • Застоем плода в родовых путях, ведущего к гипоксии
  • Травмами головы
  • Интоксикацией в утробе (сказываются вредные привычки матери) или постнатальный период
  • Постинфекционными осложнениями

Социальные причины, выражаются в отсутствии общения.

Источник: https://kcdc.ru/narusheniya-rechi/zrr-eto.html

Алалия

Алалия код по мкб 10 у детей

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.

При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании.

Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи.

Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Алалия

В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, произошедшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования у ребенка связной речи. Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза:

  1. Антенатальный период. К повреждению речевых зон могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).
  2. Интранатальный период. Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.
  3. Постнатальный период. Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов, синдром госпитализма) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов.

Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга.

Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • Экспрессивную (моторную) алалию. В основе ее возникновения алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.
  • Импрессивную(сенсорную) алалию. Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
  • Смешаннуюалалию (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления.

Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук.

У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Психологический статус

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы.

По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм.

Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Речевой статус

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е.

понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем.

Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины.

Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству.

Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов).

В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»).

В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Коррекция моторной алалии

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка ведется работа над:

  • стимуляцией речевой активности;
  • формированием активного и пассивного словаря,
  • фразовой речью,
  • грамматическим оформлением высказывания;
  • развитием связной речи,
  • звукопроизношением.

В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

Коррекция сенсорной алалии

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:

  • различением неречевых и речевых звуков,
  • дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями,
  • пониманием фраз и речевых инструкций,
  • грамматическим строем речи.

По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций.

При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга.

В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/alalia

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.