Аускультация легких у детей при кашле

Содержание

У ребенка жесткое дыхание и кашель как лечить

Аускультация легких у детей при кашле

Жёсткое дыхание у ребёнка в норме не должно проявляться. Если это признак развился, это свидетельствует о патологическом процессе в респираторных путях. Степень тяжести такого состояния и его опасность для здоровья зависит от сопутствующих симптомов – кашель, лёгочная недостаточность, отёчность, степень воспаления слизистой оболочки.

Механизм и причины возникновения жёсткого дыхания

При физиологическом дыхании курсирование воздуха в нижних дыхательных путях создаёт определённые шумы. Это связано с особенностями анатомического строения. При аускультации в норме всегда слышен вдох воздуха. При этом выдох остаётся беззвучным. Количество выдыхаемого воздуха втрое меньше вдыхаемого.

Уровень громкости шумов, придающих жёсткость дыханию, зависит от степени воспалительного процесса в бронхиальном дереве. Во время болезни всегда слышен выдох воздуха из лёгких. Акт дыхания становится одинаково громким.

Появлению жёсткости способствует скопление патологического экссудата в бронхах. Сухая слизь образует на внутренней поверхности слизистой респираторного тракта неровности, что создаёт шумы. Если мокроты мало, педиатр слышит только жёсткость, если много – присоединяются разной интенсивности.

Причины проявления симптома:

  • остаточные явления после перенесённой респираторной инфекции (ОРВИ, грипп);
  • бронхиты – острый, хронический, обструктивный;
  • аллергический отёк слизистой дыхательной системы;
  • попадание на слизистую химических раздражителей;
  • аспирация дыхательных путей (попадание содержимого желудка через пищевод в бронхи);
  • наличие инородного тела;
  • детские инфекционные болезни – коклюш, ветрянка, корь, ложный круп на фоне ларингита, скарлатина;
  • бронхиальная астма;
  • аденоиды 2-3 степени.

У детей вдох и выдох может ужесточаться при подъёме температуры тела до 38°C и выше. При недостаточности дыхания жёсткость появляется после физических нагрузок или занятий спортом.

Нарушение вдоха-выдоха проявляется после травм в области лица, грудной клетки, при аномалиях анатомического строения – искривление носовой перегородки, дефекты гортани, трахеи, лёгких. Нарушенное дыхание возникает при диафрагмальной грыже, атрезия пищевода (тяжёлый врождённый порок у ребёнка, при котором пищевод не имеет выхода и заканчивается слепо).

Жёсткое дыхание у новорождённых и младенцев первых месяцев жизни является нормой. Это связано с незрелостью дыхательной системы и процессом раскрытия лёгких.

Клинические проявления жёсткого дыхания

Если тяжёлое дыхание не сопровождается кашлем, это значит, что состояние ребёнка не вызывает опасений. Так бывает после вирусной инфекции в осенне-зимний период, когда ситуацию усугубляет холодный воздух и сниженный иммунитет. В этом случае общее состояние малыша удовлетворительное, не нарушен сон, аппетит, физическая активность, психологическое равновесие.

При наличии в организме серьёзной патологии на фоне нарушения дыхания наблюдается развитие жёсткого кашля. Такое состояние характерно для острых воспалительных процессов бронхов и лёгких, обострения хронических заболеваний, детских инфекций, бронхиальной астмы.

Характерные признаки ухудшения общего состояние и прогрессирования болезни:

  • нестабильное прерывистое дыхание;
  • неравномерность между вдохом и выдохом;
  • спастические приступы удушья в области груди;
  • кратковременная остановка дыхания (апноэ);
  • тяжёлый, не приносящий облегчения, сухой кашель;
  • цианоз кожи носогубного треугольника;
  • потеря голоса, хрипота, шипение.

У младенца до 1,5 лет жёсткое дыхание может быть связано с повышенной эластичностью эпителия дыхательных путей. Со временем хрящевая ткань гортани уплотняется, и дополнительные звуки во время вдоха проходят сами по себе. Если бронхиальные шумы вызывают подозрение, лучше вызвать педиатра на дом для осмотра и консультации.

Если жёсткое дыхание у ребёнка сопровождается нарастающим удушьем, непрерывным кашлем в течение 2 часов, появляется охриплость, повышается температура тела, и все эти симптомы нарастают к вечеру, то необходима диагностика на предмет бронхиальной астмы.

Отличительные признаки развития пневмонии – жёсткость и тяжесть дыхания с втягиванием межрёберных промежутков, стойкое повышение температуры тела, повышенная потливость в ночное время.

Как лечить недуг у детей

Если нарушение дыхания у ребёнка связано с остаточными явлениями после простуды, приём фармакологических препаратов не нужен. Чтобы вылечить малыша, достаточно правильно организовать режим дня:

  • полноценное и разнообразное питание, обогащённое белками, витаминами, клетчаткой;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее часа 2 раза в день, за исключением случаев, когда на улице сильные морозы, холодные осенних дождей;
  • обеспечение правильного микроклимата в детской комнате – температура воздуха 18-20°C, влажность 50-70%;
  • ежедневная влажная уборка помещения;
  • качественный ночной и дневной сон.

Если жёсткое дыхание связано с заболеванием бронхо-лёгочной системы, назначают медикаментозное лечение в соответствии с поставленным диагнозом.

При обструкции бронхиального дерева детям прописывают муколитические (отхаркивающие) средства. Они не только способствуют эвакуации слизи, но и снимают выраженность воспалительного процесса, устраняют отёк эпителия, облегчают состояние при сухом кашле.

Названия отхаркивающих препаратов, используемых при лечении детей:

  • Эреспал;
  • Аскорил;
  • АЦЦ (ацетилцистеин);
  • Гербион;
  • Бронхикум;
  • Стоптуссин;
  • Доктор Мом;
  • Доктор Тайсс.

Чтобы устранить жёсткое дыхание и приступы удушья при бронхиальной астме, назначают ингаляции бронхолитическими средствами – Сальбутамол, Беродуал, Фенотерол, Беротек.

Параллельно проводят симптоматическое лечение. При повышенной температуре детям до 2 лет дают жаропонижающие средства на основе ибупрофена, после 2 лет можно применять парацетамол. Для уменьшения воспаления и болей в грудной клетке прописывают нестероидные противовоспалительные препараты – Ибупрофен, Нимесулид, Нимесил.

Детям старше 3 лет можно принимать чаи и отвары из лекарственных трав. Эффективно смягчают слизистую дыхательных путей и облегчают дыхания такие растения – подорожник, солодка, инжир, мать-и-мачеха, зверобой, липа, чабрец.

Жёсткое дыхание у ребёнка — это симптом, который требует наблюдения. В случае ухудшения состояния необходимо провести физикальную, инструментальную и лабораторную диагностику. При своевременном и адекватном лечении жёсткость вдоха или выдоха не представляет угрозу для жизни малыша.

Жесткое дыхание у ребенка: причины, сопутствующие симптомы и методы лечения

Жесткое дыхание у ребенка не всегда говорит о наличии заболевания. У новорожденных и детей до 7 лет в силу особенностей строения альвеол, может проявляться жесткость на вдохе, что слышно без специальных приборов. Если симптом сочетается с другими негативными проявлениями, рекомендуется проконсультироваться с доктором.

Причины жесткого дыхания у ребенка

Выделяют несколько провоцирующих факторов, которые могут вызывать жесткость дыхания:

  1. Инфекционно-воспалительные процессы в органах дыхания на фоне перенесенных респираторных заболеваний.
  2. Аллергическая реакция на раздражитель, при которой шумы при дыхании указывают на повышенную отечность слизистой оболочки.
  3. Резкие перепады температур, что вызывает умеренный спазм сосудов. Такое состояние часто мучает маленьких пациентов, страдающих сосудистыми заболеваниями.
  4. Астма и другие аутоиммунные заболевания, требующие употребления медикаментов на постоянной основе.
  5. Наличие аденоидов – прохождение воздуха через эти увеличенные органы провоцирует характерные хрипы. В случае запущенных стадий высока вероятность развития затрудненного носового дыхания и апноэ.

Еще одной немаловажной причиной жесткого дыхания являются травмы грудной клетки и лица. Дети, особенно в период максимальной подвижности, могут падать с высоты собственного роста, травмируя органы грудной клетки. Внутренние ушибы, травмирование мышц диафрагмы и нарушение процесса вдоха и выдоха требуют немедленной консультации и обследования.

Если в роду имеются случаи заболевания бронхиальной астмой, ребенка обязательно ежегодно обследуют на вероятность развития этого недуга. При воздействии некоторых неблагоприятных факторов есть риски образования жесткого дыхания, одышки и апноэ по причине астматического заболевания.

В группу риска попадают те дети, которые часто болеют. На фоне перенесенных респираторных заболеваний, нерационального питания и малоподвижного образа жизни снижается общий и местный иммунитет. Повышенная нагрузка на иммунную систему пагубно сказывается на общем здоровье ребенка, что чревато появлением хронических заболеваний, а также увеличением аденоидов.

Астма – возможная причина жесткого дыхания у ребенка

Затрудненное дыхание всегда сопровождается рядом дополнительных симптомов, указывающих на причину происходящего.

В сочетании с кашлем

Выделяют два вида кашля:

  1. Сухой – образуется по причине раздражения слизистой оболочки органов дыхания.
  2. Влажный – сопровождается активным отделением мокроты.

При сухом кашле жесткое дыхание более заметно на вдохе. Приступы сильного кашля могут быть спровоцированы вирусными, бактериальными или грибковыми инфекциями.

Влажный кашель указывает на то, что респираторное заболевание достигло своего пика и идет на спад, о чем указывает соответствующая симптоматика. Вместе с мокротой из легких выводятся остатки патогенной микрофлоры. Жесткое дыхание может указывать на достаточно глубокие поражения легких. Если кашель не проходит более 10 дней, требуется консультация доктора.

В сочетании с температурой

Высокая температура – признак наличия в организме воспалительного процесса. Жесткость дыхания может быть связана с поражениями органов дыхания, что купируется с помощью правильно подобранной медикаментозной температурой.

Обязательным условием при наличии температуры и усложненного дыхания является прохладный влажный воздух. Если микроклимат в детской оставляет желать лучшего – респираторные заболевания будут частыми спутниками детского организма.

Особенности симптомов проявления

Жесткое дыхание может проявляться как в начале заболевания, так и в его завершающей части. А может и вовсе быть естественным процессом, вызванным особенностями анатомического строения органов дыхания. Поэтому клиническая картина сопровождающих симптомов может быть самой неоднозначной:

  1. Высокая температура, которая плохо сбивается, озноб, повышенная потливость, холод конечностей, отсутствие насморка и кашля – указывает на наличие вирусной инфекции. Жесткое дыхание может усиливаться при положении тела на боку.
  2. Сиплый голос, насморк, боль в горле – сопровождается инфекционное заболевание.
  3. Сильный кашель, который может проявляться в виде приступов.
  4. Развитие одышки и затрудненность дыхания после физических нагрузок.
  5. Повышенная слезоточивость, сиплость голоса, отсутствие температуры, насморк и сухой кашель – могут сопровождать аллергическую реакцию.

Источник: https://dety-zdorovy.ru/kashel-u-detej/u-rebenka-zhestkoe-dyhanie-i-kashel-kak-lechit

Особенности аускультации легких у ребенка

Аускультация легких у детей при кашле

Синицкий В.А. · 2017/02/12 · Обновлено 2017/12/06

Вашему вниманию представляются аудио по аускультации легких. лекции на темы: везикулярное дыхание, ларинготрахеальное дыхание, жесткое дыхание, влажные хрипы, сухие хрипы.

примеры: мелкопузырчатыее хрипы, влажные хрипы, резко усиленная бронхофония, свистящие хрипы, шум трения плевры, пуэрильное дыхание, влажные мелкопузырчатые хрипы, бронхиальное дыхание, крепитация.

Сохраните страничку себе, чтобы практические знания всегда были под рукой!

Врач общей практики. Автор 11 научных публикаций, нескольких внедрений в учебный и лечебный процессы. Призер республиканской научно-практической конференции молодых ученых.

В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур.

Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений.

Одним из методов данной науки является аускультация.

Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.
Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:

Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:

Помимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:

Аускультация по сути своей – это выслушивание грудной клетки пациента с дальнейшим анализом обнаруженных шумов. Она может осуществляться непосредственным (когда врач прослушивает легкие больного без каких-либо приспособлений) и опосредованным способом (используется стетоскоп). Чтобы эта процедура была эффективной, нужно соблюдать правила аускультации легких, которые заключаются в следующем:

Места аускультации лёгких

Одним из важных аспектов аускультации легких у детей является выполнение действий в определенной последовательности. Это означает, что нужно выполнять алгоритм аускультации легких, иначе есть риск получения неправильных результатов.

Специалист должен последовательно прослушать дыхание пациента в определенных точках, чтобы выявить особенности. Прослушивание лишь в некоторых точках не позволит оценить картину целиком.

Очень важно, чтобы переходы от одной точки к другой отличались симметричностью.

Важный элемент такого обследования – сравнение особенностей дыхания в аналогичных зонах. Врач должен определить характер основных шумов в одной точке и сравнить их с такими же шумами, обнаруженными с другой стороны. Поэтому данный метод еще называется сравнительная аускультация.

Однако не всегда есть необходимость в выполнении всей последовательности. Если на первом этапе не выявлено никаких отклонений, все показатели в норме, то врач может и не проводить оставшиеся три части процедуры. Они служат для уточнения патологии (если она есть).

В норме основным шумом, который обнаруживается при аускультации, является везикулярное дыхание. Детям вместо него может быть присуще пуэрильное дыхание, которое характеризуется большей резкостью и громкостью. Взрослым людям такой тип дыхания свойствен во время лихорадки.

Дыхание при аускультации легких

Специалист должен проанализировать все выявленные особенности, чтобы поставить точный диагноз. При необходимости можно назначить дополнительные диагностические процедуры, чтобы избежать ошибочных мер медицинского воздействия.

https://www.youtube.com/watch?v=kbJ6Wumzv2A

У каждого из отклонений, обнаруженных при аускультации легких, есть причины. Зная их, врач может предполагать, какая именно проблема вызывает те результаты, которые обнаружены у пациента. Они заключаются в следующем:

Поскольку в каждом из случаев обнаружения отклонений предполагаемых диагнозов оказывается несколько, такая диагностическая процедура требует от врача высокого уровня квалификации. Лишь в этом случае он может правильно оценить все обнаруженные особенности и выбрать верный диагноз.

Бесконечные анализы, походы к врачам, диеты, таблетки не решали мои проблемы. Врачи уже не знали, что со мной делать. НО благодаря простому рецепту, головные боли, простуды, проблемы с ЖКТ в прошлом, мой вес пришел в норму и я чувствую себя ЗДОРОВОЙ, полной сил и энергии.

Теперь мой лечащий врач удивляется как это так Вот ссылка на статью.

Аускультация легких у детей как способ исследования позволяет найти возникающий во время дыхания звуки. Также при помощи этого способа исследования у врача есть возможность оценить силу и характер явлений. Кроме того, при помощи аускультации легких у детей определяется отношение к дыхательным фазам и локализация звуковых явлений.

Существует несколько специфических способов проведения аускультации легких у детей. Обычно специалист проделывает следующие манипуляции:

  • Крепитацию (при вдохе слышится легкий треск).

    В последнем случае можно говорить о наличии аномального состояния плевральных листков, которые становятся шероховатыми. Сам звук плеврического трения схож с влажными мелкопузырчатыми хрипами и крепитацией.

    https://www..com/watch?v=kbJ6Wumzv2A

    Аускультация легких у детей считается наиболее безопасным методом исследования. Проводить его можно, начиная с любого возраста.

    Источник: http://03-med.info/uzi/osobennosti-provedeniya-i-osnovnye-po.html

    Что такое аускультация легких?

    Аускультация легких осуществляется с целью установления характера шумов организма и изучения бронхофонии.

    Перед началом процедуры область грудной клетки должна быть обработана жиром, волосяной покров сбривают. Затем пациент принимает стоячее или сидячее положение, после чего врач начинает обследование, выполняя принятый алгоритм действия.

    Что такое аускультация и для чего используется?

    Аускультативное исследование назначается для обнаружения разнообразных заболеваний бронхов, легких, кровеносной системы и сердца. Для этого производится оценка побочных и основных шумов дыхания. Также производится оценка бронхофонии.

    Полученные показатели в дальнейшем сравнивают с нормальными, и на основе этого врач делает вывод об отсутствии или наличии заболеваний.

    Выполняя аускультацию, можно обнаружить следующие патологии, встречающиеся у детей и взрослых:

    • Пневмония;
    • Опухоль в легком;
    • Легочный инфаркт;
    • Отек легких;
    • Пневмоторакс;
    • Туберкулез;
    • Сердечная недостаточность;
    • Скопление в плевральной полости жидкости.

    Главными признаками, по которым выполняется такая диагностика, служат разновидности шумов, которые можно обнаружить во время процедуры.

    1. Везикулярное дыхание. Данный тип шума отличается равномерностью и мягкостью, при вдохе должен быть непрерывным. По звучанию похож на звук «ф» или «в».
    2. Бронхиальное дыхание. Наблюдается на фазах вдоха/выдоха, напоминает звук «х». При вдохе этот шум отличается меньшей резкостью, нежели при выдохе.
    3. Смешанное дыхание можно назвать промежуточным, поскольку имеет особенности, присущие первым двум вариантам.

    Кроме основных, врач может услышать и дополнительные шумы, являющиеся признаками патологий:

    1. Хрипы . Могут быть влажными и сухими. Проявляются в форме жужжания, свиста или гудения (сухие) либо по звуку напоминают лопающихся пузырьков (влажные).
    2. Крепитация . Данное явление представляет собой скрипучий отрывистый звук.
    3. Шум трения плевры . Если обнаружен этот шум, то можно предположить пребывание его источника близко к поверхности. Звучание напоминает шорох бумаги или хруст снега.

    Чтобы диагноз был верным, врач должен учесть как имеющиеся посторонние шумы, так и особенности основных шумов. Кроме того, необходимо читывать симптомы, названные пациентом, индивидуальные особенности его организма и многое другое.

    Источник: https://legkieplus.ru/lechenie/osobennosti-auskultatsii-legkih-u-rebenka.html

    Аускультация легких при пневмонии у детей

    Аускультация легких у детей при кашле

    Пневмония у детей — острый инфекционно-воспалительный процесс различной этиологии. Механизмы развития заболевания связаны с преимущественным поражением респираторных отделов легких.

    Респираторными отделами легких являются анатомические структуры, расположенные за терминальными бронхами, — респираторные, альвеолярные ходы и альвеолы.

    Заболеваемость пневмонией у детей на первом году жизни составляет 15-20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5-6 на 1000 детей.

    Предрасполагающими факторами у детей могут быть следующие заболевания: перинатальная патология аспирации, гипотрофия, врожденный порок сердца с недостаточностью кровообращения, иммунодефицитные состояния.

    https://www.youtube.com/watch?v=a7NZ-DrAD1k

    У более старших детей предрасполагающими факторами являются очаги хронической инфекции, пассивное и активное курение, переохлаждение организма.

    По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

    • бактериальные;
    • вирусные;
    • микоплазменные;
    • риккетсиозные;
    • грибковые;
    • аллергические;
    • пневмонии, возникающие при инвазиях гельминтами;
    • пневмонии, возникающие при воздействии физических и химических факторов.

    Различают семь форм бактериальной пневмонии:

    • пневмококковая;
    • фридлендеровская;
    • синегнойная;
    • гемофильная;
    • стрептококковая;
    • стафилококковая;
    • группа пневмоний, вызванных протеем и кишечной палочкой.

    Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

    • гриппозная пневмония;
    • аденовирусная пневмония;
    • парагриппозная пневмония;
    • респираторно-синтициальная пневмония.

    В соответствии с причинами и механизмами возникновения различают первичные и вторичные пневмонии. Последние возникают на фоне обострений хронических заболеваний бронхо-легочной системы и других соматических заболеваний ребенка.

    Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

    • попадание слизи в легкие из верхних дыхательных путей — аэрогенный путь;
    • попадание микроорганизма в бронхи;
    • разрушение защитных механизмов дыхательных путей;
    • гематогенный, лимфогенный пути распространения инфекции.

    При возникновении пневмонии у детей нарушаются вентиляция легких и газообмен, снижается питание миокарда желудочков. По протяженности поражения пневмонии могут быть сегментарными, долевыми, тотальными, одно- и двусторонними.

    В механизме развития пневмонии большую роль играет гипоксия с гиперкапнией, развивающиеся в результате нарушения как внешнего, легочного, так и тканевого дыхания.

    Клинические симптомы пневмонии зависят от вида пневмонии, величины и распространенности процесса. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) процесс идет остро или подостро и развивается на 5-7-й день острого респираторного заболевания в виде его второй волны.

    Характерными являются следующие симптомы:

    • повышение температуры;
    • слабость;
    • головная боль;
    • боль в груди или под лопатками;
    • кашель;
    • усиление интоксикации.

    Над зоной поражения отмечается укорочение перкуторного звука, при аускультации — бронхофония, ослабленное дыхание, иногда крепитация. Рентгенологически определяется усиление легочного рисунка между очагами воспаления и корнями легкого.

    В анализе крови определяется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ.

    Сегментарная пневмония

    В случае гематогенного пути распространения поражаются один или несколько сегментов легкого. Обычно чаще поражаются правые сегменты. Сегментарная пневмония начинается остро с повышения температуры, обычно выражены симптомы интоксикации, появляются боли в области грудной клетки, иногда — в животе, кашель — редкий.

    Появляются симптомы дыхательной недостаточности, объективные данные выражены слабо. Вторичная сегментарная пневмония развивается на фоне протекающей респираторной инфекции, при этом симптомы интоксикации выражены слабо.

    Сегментарная пневмония рентгенологически проявляется в отдельных очагах, которые сливаются, а затем захватывают целый сегмент.

    Крупозная пневмония

    Воспалительный процесс захватывает долю легкого или его часть и плевру. Встречается редко. Часто вызывается пневмококком. Начало острое. Заболевание начинается с головокружения, ухудшения самочувствия, резкой головной боли.

    Отмечается температура до 40-41 °С, часто больные жалуются на озноб. Кашель в первые три дня редкий, сухой, затем — с выделением ржавой мокроты. Быстро появляются цианоз, одышка. Часто у детей появляется абдоминальный синдром, проявляющийся болями в области пупка, метеоризмом, рвотой.

    Различают четыре стадии в течении крупозной пневмонии.

    При первой стадии — стадии прилива, — определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, ослабленное дыхание, периодически прослушивается крепитация. Во второй стадии развивается гиперемия лица, часто — на стороне поражения, тяжелое состояние.

    На стороне поражения определяются укорочение перкуторного звука, бронхиальное дыхание, бронхофония. Хрипы не прослушиваются. Третья стадия развивается на 4-7-й день — усиливается кашель, температура падает, часто критически.

    Перкуторный звук принимает тимпанический оттенок, появляется крепитация.

    В четвертой стадии — стадии разрешения, — снижается температура, появляется частый кашель, появляются обильные разнокалиберные хрипы.

    На рентгенограммах также определяется стадийность процесса: в первой стадии — усиление сосудистого рисунка, ограничение подвижности диафрагмы; во второй стадии появляются плотные тени, соответствующие долям с вовлечением корня и плевры; в третьей и четвертой стадиях инфильтрация исчезает постепенно.

    При крупозной пневмонии отмечается резкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. Атипично протекает крупозная пневмония у детей раннего возраста. Обычно нечетко выражены основные симптомы заболевания. Под влиянием антибактериальной терапии укорачиваются стадии воспалительного процесса. В случае нерациональной терапии возникает затяжное течение заболевания.

    Интерстициальная пневмония

    Интерстициальная пневмония возникает при вирусной, микоплазменной, пневмоцистной, грибковой и стафилококковой инфекциях. Чаще эта пневмония регистрируется у недоношенных и новорожденных детей, а также на фоне дистрофии, иммунодефицитных состояний у детей.

    Заболевание может сопровождаться выраженной интоксикацией, возможно падение артериального давления, кроме этого, часто отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы, а также желудочно-кишечного тракта. Отмечается изнурительный кашель со скудной пенистой мокротой.

    При интерстициальной пневмонии отмечается вздутие грудной клетки. Перкуторно — тимпанит. Прослушиваются единичные крепитирующие и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Рентгенологически выявляются эмфизема, перебронхиальная инфильтрация, ячеистость интерстициально-сосудистого рисунка.

    Со стороны крови выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ.

    Диагностика пневмонии

    Диагностика проводится на основании клинико-рентгенологических данных.

    Клиническими симптомами являются:

    • температурная реакция;
    • признаки дыхательной недостаточности: одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
    • стойкие аускультативные и перкуторные отклонения со стороны легких;
    • рентгенологически — очаговые, сегментарные, лобарные инфильтративные тени;
    • со стороны крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ;
    • эффект от проводимой этиологической терапии.

    Источник: https://detsad14elochka.ru/auskultacija-legkih-pri-pnevmonii-u-detej/

    Что такое аускультация легких?

    Аускультация легких у детей при кашле

    Аускультация легких осуществляется с целью установления характера шумов организма и изучения бронхофонии.

    Перед началом процедуры область грудной клетки должна быть обработана жиром, волосяной покров сбривают. Затем пациент принимает стоячее или сидячее положение, после чего врач начинает обследование, выполняя принятый алгоритм действия.

    Проведение манипуляции

    Последовательность действий, правила проведения и диагностическое значение при аускультации схожи со сравнительной перкуссией. Врач предварительно выполняет выслушивание над и под ключицами, потом до третьего ребра с левой стороны в области сердца и на правой стороне до края печеночной тупости.

    Чтобы провести обследование грудной клетки пациента по бокам, он должен поставить руки за голову. Потом проводится выслушивание межлопаточного пространства. С этой целью больной немного нагибается вперед, скрещивая руки и опуская голову. В таком положении исследуются области вокруг лопаток, нижняя кромка легких.

    В начале больной должен дышать носом. В этом положении врач выслушивает все точки аускультации минимум за 2-3 вдоха/выдоха. Задача данных действий состоит в определении особенностей основного дыхательного шума и сравнении с той же зоной второго легкого.

    Врач должен определить:

    • Громкость шумов;
    • Высоту тембра;
    • Продолжительность;
    • Однородность;
    • Постоянство;
    • Принадлежность к фазам дыхания;
    • Распространенность.

    Если на начальном этапе были обнаружены побочные дыхательные шумы, врач повторяет процедуру, однако теперь больной должен совершать вдохи через рот. Специалист также может попросить пациента покашлять и применить метод «мнимого дыхания».

    Если необходимо более внимательно изучить шумы центральных областей легких, больной, лежа на спине или боку, должен заложить руку за голову, причем важно, чтобы он не совершал чересчур частых вдохов, поскольку это может вызвать гипервентиляционный обморок.

    Основные шумы в норме

    Нормальным состоянием для любого человека являются основные дыхательные шумы.

    По восприятию везикулярное дыхание должно быть непрерывным и мягким. Это звук, который при наполнении воздухом легких издают альвеолы. Он дополняется колебаниями, возникающими, когда воздух проходит самые мелкие бронхи. С началом выдоха шум дополняется колебаниями трахеи и гортани, шумом расслабления альвеол.

    Несколько другое дыхание у детей и подростков. Характер шума резче и громче, немного резонирующий с выдохом. Следует помнить, что это явление, пуэрильное дыхание, не является нормальным для взрослого человека и наблюдается в случае лихорадки.

    Еще один тип нормального шума – ларинготрахеальное дыхание. Его причина — движение потока воздуха через ую щель, точки бифуркаций и трахею. Этот шум похож на звук «х» и наблюдается на протяжении всего цикла дыхания. Во время выдоха звук более долгий и звучный, что объясняется строением ых связок.

    Признаки патологии

    При наличии у пациента заболеваний дыхательной системы во время аускультации легких специалист услышит патологические шумы.

    Короткий, едва слышный вдох и еле ощутимый выдох — признак ослабленного везикулярного дыхания. Данный эффект является проявлением эмфиземы легких, в случае которой снижается эластичность тканей и раскрываемость органа при вдохе.

    Другой причиной является расстройство проходимости дыхательных путей, а также уменьшение глубины дыхания вследствие таких причин:

    • Ослабление пациента;
    • Повреждение нервов, мышц, отвечающих за дыхание;
    • Окостенение реберных хрящей;
    • Сухой плеврит;
    • Высокое внутрибрюшное давление;
    • Переломы ребер.

    Послабление или пропадание везикулярных шумов вызывается скоплением жидкости или воздуха в полости плевры. В случае пневмоторакса (наполнения воздухом) эффект ослабленных шумов можно увидеть со стороны скопления над всей грудной клеткой. Наполнение жидкостью становится причиной ослабления шумов исключительно над теми участками, где жидкость собралась.

    Местное исчезновение везикулярного дыхания вызывается перекрытием просвета бронхов в случае обтюрации воспаленными лимфатическими узлами или новообразованием. Причиной этого эффекта также служат утолщение плевры, спайки.

    Проблемы с альвеолами

    • Прерывистое везикулярное дыхание возникает при наличии преград прохождения воздуха в альвеолы из мелких бронхов вследствие несинхронного расправления альвеол. Причиной данного явления обычно становится туберкулезный инфильтрат.
    • При пневмонии и при бронхите проявляется жесткое дыхание.
    • Бронхиальное дыхание — ларинготрахиальный шум, который появляется на стадии опеченения при крупозной пневмонии. Несколько ослабленное бронхиальное дыхание бывает при инфаркте легкого или компрессионном ателектазе.
    • Амфорическое дыхание — видоизмененное ларинготрахиальное. На вдохе имеет гулкий звук, похожий на прохождение воздуха над горлышком сосуда – отсюда и название. Эффект вызывается дополнительным резонансом бронхиального дыхания в полостях вблизи легких. В роли такой полости может выступать опустошенный абсцесс либо туберкулезная каверна.

    Побочные звуки

    Это шумы, которые накладываются на основные. К ним относят свистящие и жужжащие сухие хрипы (проявляются при бронхиальных заболеваниях).

    Влажные хрипы (пузырчатые хрипы) наблюдаются в результате прохождения потока воздуха через жидкий секрет, скопившийся в бронхах и пустотах.

    В зависимости от размера бронхов, в которых появляются, пузырчатые хрипы могут быть:

    • Ммелкопузырчатыми;
    • Среднепузырчатыми;
    • Крупнопузырчатыми.

    Также разделяются на консонирующие (звучные) и неконсонирующие (незвучные). Первые характерны уплотнению легочных тканей либо появляются в полостях с более плотными стенками. Вторые появляются при отеке легких и бронхитах.

    Фиброзный плеврит

    Симптом шум трения плевры может проявляться в случае резкого обезвоживания организма, уремии и появления метастазов рака. Причина возникновения такого шума — пересыхание плевры, а также образование на стенках плевры неравномерных утолщений и плевральных листков.

    Крепитация — специфический шум, схожий с шелестом целлофана. Это явление наиболее характерно для ранней стадии крупозной пневмонии.

    Крепитация позволяет диагностировать такие заболевания, как:

    • Болезнь Хаммена-Рича;
    • Аллергический альвеолит;
    • Инфаркт легких;
    • Системная склеродермия.

    Положительная и отрицательная бронхофония

    После определения аускультативных и патологических симптомов, местных изменений дрожания голоса врач проводит бронхофонию, слушая симметричные точки легких с целью получения представления о движении звука через бронхи.

    Пациент без участия ых связок шепотом повторяет слова, в которых есть шипящие звуки. Если слова нельзя разобрать и слышно только гудение, фиксируется отрицательная бронхофония. Если врач легко может понять, какие слова произносятся, бронхофония положительная.

    Это может быть свидетельством одной из таких патологий:

    • Крупозная пневмония;
    • Инфаркт легкого;
    • Неполный компрессионный ателектаз.

    Положительная бронхофония обуславливается уплотнением легочных тканей на участке проведенного прослушивания либо большой полостью с уплотненными стенками.

    Источник: https://pnevmonii.net/diagnostika/auskultatsiya-lyogkih

    Аускультация легких у детей: точки выслушивания, алгоритм действия и нормы

    Аускультация легких у детей при кашле

    В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур.

    Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений.

    Одним из методов данной науки является аускультация.

    Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

    Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

    В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.
    Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

    В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

    Для чего используется?

    Аускультацию используют для того, чтобы обнаружить разнообразные заболевания легких, бронхов, сердца и кровеносной системы. Для этого проводится оценка основных и побочных шумов дыхания. Также оценивается бронхофония над всей поверхностью. Эти показатели в дальнейшем полагается сравнивать с нормальными, на основе чего и делается вывод о наличии или отсутствии заболеваний.

    Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:

    • пневмония,
    • легочный инфаркт,
    • наличие опухоли в легком,
    • отек легких,
    • туберкулез,
    • пневмоторакс,
    • скопление жидкости в плевральной полости,
    • сердечная недостаточность.

    Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:

    1. Везикулярное дыхание. Этот тип шума отличается мягкостью и равномерностью, должен быть непрерывным при вдохе. По звучанию напоминает звук «в» или «ф».
    2. Бронхиальное дыхание. Оно наблюдается в фазах вдоха и выдоха, похоже на звук «х». При выдохе этот шум отличается большей резкостью, нежели при вдохе.
    3. Смешанное дыхание. Его можно назвать промежуточным между первыми двумя, поскольку ему присущи особенности их обоих.

    Помимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:

    1. Хрипы. Могут быть сухими и влажными. Проявляются в виде свиста, жужжания или гудения (сухие) или напоминают звук лопающихся пузырьков (влажные).
    2. Крепитация. Это явление представляет собой отрывистый скрипучий звук.
    3. Шум трения плевры. При обнаружении этого шума можно предположить, что его источник находится совсем близко к поверхности. По своему звучанию он похож на хруст снега или шорох бумаги.

    Чтобы поставленный диагноз был правильным, врач должен учесть не только имеющиеся посторонние шумы, но и особенности шумов основных. Помимо этого необходимо принять к сведению симптомы, которые назовет пациент, его индивидуальные особенности и многое другое.

    Особенности выполнения

    Аускультация по сути своей – это выслушивание грудной клетки пациента с дальнейшим анализом обнаруженных шумов.

    Она может осуществляться непосредственным (когда врач прослушивает легкие больного без каких-либо приспособлений) и опосредованным способом (используется стетоскоп).

    Чтобы эта процедура была эффективной, нужно соблюдать правила аускультации легких, которые заключаются в следующем:

    1. Пациент должен находиться в сидячем или стоячем положении.
    2. Помещение для этой процедуры должно быть уединенным, обязательна тишина.
    3. Одежду с исследуемого участка тела нужно снять, чтобы избежать дополнительных шумов, возникающих из-за трения о ткань.
    4. В помещении не должно быть холодно.
    5. И врач, и пациент должны находиться в удобном для них положении.
    6. Стетоскоп должен плотно прилегать к выслушиваемой поверхности, но не давить на нее.
    7. Желательно избегать прикосновений к поверхности инструмента, чтобы не возникали дополнительные звуки.
    8. Не надавливать на инструмент.
    9. Врачу стоит использовать один и тот же стетоскоп, чтобы приспособиться к его особенностям.
    10. Очень важна сосредоточенность на процедуре, чтобы не упустить важных деталей.
    11. Дыхание пациента не должно быть слишком интенсивным, чтобы не возникло кислородного перенасыщения.

    Места аускультации лёгких

    Одним из важных аспектов аускультации легких у детей является выполнение действий в определенной последовательности. Это означает, что нужно выполнять алгоритм аускультации легких, иначе есть риск получения неправильных результатов.

    Специалист должен последовательно прослушать дыхание пациента в определенных точках, чтобы выявить особенности. Прослушивание лишь в некоторых точках не позволит оценить картину целиком.

    Очень важно, чтобы переходы от одной точки к другой отличались симметричностью.

    Основные точки для выслушивания – это:

    • ямки над ключицами,
    • ямки под ключицами,
    • с двух сторон тела на уровне третьего ребра,
    • участки по бокам,
    • межлопаточное пространство,
    • области вокруг лопаток.

    Важный элемент такого обследования – сравнение особенностей дыхания в аналогичных зонах. Врач должен определить характер основных шумов в одной точке и сравнить их с такими же шумами, обнаруженными с другой стороны. Поэтому данный метод еще называется сравнительная аускультация.

    Выявить в ходе выслушивания нужно следующие особенности:

    • громкость,
    • однородность либо неоднородность,
    • высоту,
    • продолжительность,
    • постоянство,
    • распространенность,
    • проявление согласно фазам дыхания.

    Процедура целиком должна состоять из 4 этапов. Это:

    1. Исследование в нормальном состоянии.
    2. Прослушивание тех же точек при глубоком дыхании.
    3. Оценка показателей при покашливании.
    4. Выявление показателей при смене положения.

    Однако не всегда есть необходимость в выполнении всей последовательности. Если на первом этапе не выявлено никаких отклонений, все показатели в норме, то врач может и не проводить оставшиеся три части процедуры. Они служат для уточнения патологии (если она есть).

    Нормы и отклонения

    В норме основным шумом, который обнаруживается при аускультации, является везикулярное дыхание. Детям вместо него может быть присуще пуэрильное дыхание, которое характеризуется большей резкостью и громкостью. Взрослым людям такой тип дыхания свойствен во время лихорадки.

    Бронхиальное дыхание тоже может считаться нормой, если оно обнаруживается лишь в определенных точках. Выявление его в других участках указывает на патологию.

    Другими признаками патологии можно назвать:

    1. Ослабленное или усиленное везикулярное дыхание.
    2. Саккадированное (ему присущ неравномерный и прерывистый дыхательный ритм) везикулярное дыхание.
    3. Возникновение дополнительных шумов.

    Дыхание при аускультации легких

    Специалист должен проанализировать все выявленные особенности, чтобы поставить точный диагноз. При необходимости можно назначить дополнительные диагностические процедуры, чтобы избежать ошибочных мер медицинского воздействия.

    https://www.youtube.com/watch?v=kbJ6Wumzv2A

    У каждого из отклонений, обнаруженных при аускультации легких, есть причины. Зная их, врач может предполагать, какая именно проблема вызывает те результаты, которые обнаружены у пациента. Они заключаются в следующем:

    1. Бронхиальные шумы в тех участках, где их быть не должно. В этом случае можно предполагать наличие уплотненной легочной ткани. Такое возможно при крупозной пневмонии, абсцессе легкого, гидротораксе.
    2. Ослабление везикулярного дыхания. Может быть вызвано наличием жидкости либо воздуха в полости плевры, эмфиземой, бронхиальной обструкцией, пневмосклерозом.
    3. Усиливается везикулярное дыхание обычно при физических нагрузках. Также есть вероятность такого усиления в виде компенсаторной реакции (когда одни участки характеризуются гиповентиляцией, в других может развиваться гипервентиляция).
    4. Сухой вид хрипов. Чаще всего обнаруживается у больных при спазме легких (например, при бронхиальной астме). Наличие влажных хрипов может объясняться бронхитом, туберкулезом, опухолью, абсцессом легкого и пр.
    5. Крепитация. Может возникать при крупозной пневмонии, легочном туберкулезе, инфаркте-пневмонии.
    6. Шумы трения плевры. Возникают, когда на плевральных листках появляются неровности. Это вероятно при сухом плеврите, туберкулезе плевры, обезвоживании.

    Поскольку в каждом из случаев обнаружения отклонений предполагаемых диагнозов оказывается несколько, такая диагностическая процедура требует от врача высокого уровня квалификации. Лишь в этом случае он может правильно оценить все обнаруженные особенности и выбрать верный диагноз.

    Загрузка…

    Источник: https://prof-medstail.ru/bolezni-legkih/diagnostika/osobennosti-auskultaczii-legkih-u-rebenka

  • Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.